Михаил Сергеевич Гельфанд, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук (биофизика), профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН и один из участников сообщества "Диссернет", в своём интервью Радио Свобода (полностью его можно прочитать здесь), отвечая на вопросы Валентина Барышникова, среди прочего, сказал следующее:
В. Барышников:
– Сообщество "Диссернет" разоблачает, в частности, чиновников, которые подделали свои диссертации. Зачем людям во власти нужны степени? Зачем писать наукообразные работы?
М. Гельфанд:
– Полезно понимать, что подавляющий корпус людей, которые списывают диссертации, – не чиновники, а преподаватели вузов. И эта проблема мне кажется гораздо более острой. Потому что от того, что у министра Мединского списана диссертация, он ни лучше не станет, ни хуже, про него и так все понятно. А когда у ректора Бауманки или у ректора Северо-восточного федерального университета списана диссертация – это признак тяжелой системной патологии. Коль вы спросили про чиновников, самый честный ответ – я не знаю. Если гадать, то думаю, что, во-первых, это такой элемент престижа, все идет в пакете: правильная секретарша, правильный кабинет, правильная машина, правильные часы, правильные корочки. Что касается чиновников среднего уровня – по-видимому, это дает какие-то административные бонусы. Где-то наличие степени является обязательным или конвенциональным условием занятия должности. Где-то имеются финансовые бонусы. Где-то избавляет от необходимости регулярных аттестаций. Есть административный эффект. И наконец, особенно в ситуации каких-то региональных начальников, довольно часто должность ректора местного университета используется как запасной аэродром. Человек делал чиновничью карьеру, уперся в потолок, устал – и уходит на должность ректора. Чтобы стать ректором, надо быть кандидатом или доктором наук.
В. Барышников:
– Но никто не заставляет людей <...> писать наукообразные тексты или списывать диссертацию. Может быть, это с советского времени идет, какая-то индуцированная сверху необходимость казаться умным?
М. Гельфанд:
– Списываются диссертации не для того, чтобы казаться умным, хотя бывают очень смешные аберрации. Кто-то рассказывал чудесную историю, как он написал диссертацию своему знакомому, а потом его знакомый сказал в каком-то споре: что ты со мной споришь, ты никто, а я кандидат. Такая чисто человеческая зарисовка. В случае с этими наукообразными текстами похоже, что это секта, они друг друга таким способом поддерживают, и вообще там так принято.
В. Барышников:
– Насколько, с вашей точки зрения, важно, чтобы люди, принимающие решения во власти, имели образование?
М. Гельфанд:
– Я думаю, что люди, принимающие решения, в первую очередь не должны быть идиотами, они должны уметь работать с информацией, они должны уметь оценивать источники информации и не цитировать что-то, что они прочитали в интернете, не дай бог, услышали где-нибудь на улице. Это первый и главный элемент управленческой компетенции. Ты не можешь быть специалистом во всем, но ты должен, с одной стороны, понимать пределы своей компетенции, а с другой стороны, уметь найти правильного специалиста. Это вещь, по-моему, абсолютно критическая. В этом смысле диссертация – яркая лакмусовая бумажка. Допустим, губернатор со списанной диссертацией. Мой любимый пример – это бывший тульский губернатор Груздев, очень богатый человек, он был кандидатом наук еще до того, как стал губернатором, еще когда был владельцем магазинов "Седьмой континент". Его диссертация списана целиком. Говоря в бытовых терминах, ему всучили "фальшак". Он попался. Дальше возникает вопрос: какой он после этого губернатор? Он не смог найти людей. Ему, предположим, это понадобилось, но он не смог найти людей, которые ему это честно сделают. После того, как ему это принесли, он не смог проверить, хорошо сделали или плохо. Теперь тот же человек принимает план развития области до 2030 года, который написан ровно таким же способом. Или это план развития соседней области с переклеенным титульным листом, этот план гуляет уже по всем субъектам Федерации, или это план развития области до 2015 года с переделанной датой? Никто никогда не проверяет. Какова цена решений, принимаемых этими людьми, если они не в состоянии отличить фуфло от не фуфла? Вот это вещь, которая меня действительно заботит, если мы говорим именно про управленцев. Если мы говорим про профессоров, то меня заботит другая вещь – воспроизводящаяся система тотального вранья. Потому что я не верю, что ректор, который списал диссертацию, может с честным лицом говорить студентам, что нельзя списывать. То есть он говорить может, но студенты будут хихикать в уголках и тыкать пальцем в "Диссернет".
|